Лечение пульпита молочных зубов

Пульпит молочных зубов – это воспаление сосудисто-нервных волокон зуба (пульпы) вследствие проникновения инфекции на фоне кариозного поражения или травмы зуба. Пульпит молочных зубов встречается у детей намного чаще, чем постоянных. Связано это с тем, что твердые ткани молочных зубов (дентин и эмаль) более тонкие, а корневые каналы шире, что облегчает проникание патогенных микробов.

Пульпа молочных зубов, по сравнению с постоянными зубами, значительно менее чувствительна. Кариозный процесс, являющийся главной причиной пульпита, в большинстве случаев протекает почти безболезненно. Поэтому родители зачастую пропускают начало развития болезни, замечая пульпит лишь тогда, когда заболевание начинает приносить малышу неприятные ощущения. Ребенок жалуется на дискомфорт при еде и постоянную боль, возникающую без контактов с раздражителями.

В этом случае затягивать с посещением врача-стоматолога нельзя – нужно немедленно начать лечение, чтобы предупредить развитие таких тяжелых осложнений, как периостит, периодонтит и даже утрата зуба. Детская стоматология предлагает разные варианты лечения пульпита молочных зубов ребенка в зависимости от распространенности воспаления и тяжести течения болезни. Основным фактором в выборе терапевтической тактики является стадия формирования корневых каналов.

Лечение пульпита молочных зубов предлагают многие стоматологии Москвы, главное – выбрать опытного врача, которому вы можете всецело доверять. Именно такие специалисты работают в нашей Клинике. Стоимость лечения врач определит на приеме. Она будет зависеть от многих факторов, в частности от того, какой именно метод лечения будет применяться.

Причины пульпита молочных зубов

Самой частой причиной развития пульпита молочных зубов является запущенный кариес. Кариозная инфекция, разрушив эмаль, проникает в более глубокие ткани зуба. Процесс постепенно захватывает мягкие ткани и нервно-сосудистый пучок, вызывая его воспаление. Однако это не единственная причина развития пульпита:

• некачественное пломбирование зуба – в данном случае пульпит возникает вследствие неправильного лечения, когда врач не обеспечил необходимое охлаждение тканей. В результате возникает ожог пульпы. Такой пульпит называется асептическим, поскольку в его появлении не принимали участия патогенные бактерии. Также пульпит молочных зубов может развиваться, если во время лечения стоматолог не полностью удалил пораженные кариесом ткани. В этом случае микробы продолжают разрушать ткани, достигая постепенно пульпы. В результате под установленной пломбой развивается пульпит
  • Травма – очень часто у детей пульпит развивается на фоне полученной травмы зуба, особенно сопровождающейся переломом или отколом коронковой части зуба. Для появления пульпита молочного зуба достаточно даже незначительного надкола.
  • Гематогенный путь развития болезни – самая редкая причина пульпита. Заболевание возникает вследствие проникновения бактерий в пульпу зуба на фоне инфекционного заболевания. Целостность зуба при этом не нарушается.

Характер воспалительного процесса и скорость его развития зависят от степени устойчивости организма ребенка. Пульпит протекает с симптомами, среди которых преобладают:

• отечность,
  • покраснение,
  • боль и пульсация в пораженном зубе.

Все виды пульпита молочных зубов классифицируются по форме течения – острой и хронической. Пульпит острой формы сопровождается приступообразными, выраженными болями. Если не начать своевременное лечение, острое воспаление очень быстро принимает хроническую форму, что чревато появлением серьезных проблем со здоровьем ребенка.

Предотвратить развитие острого или хронического пульпита достаточно просто: необходимо внимательно следить за состоянием зубов ребенка, соблюдать гигиену рта и регулярно посещать детского стоматолога.

Симптомы

Клиническая картина пульпита молочного зуба немного отличается от воспаления пульпы постоянных зубов. Это обусловлено особенностями анатомии временных зубов. Более широкие дентинные каналы обеспечивают хороший отток воспалительному экссудату, из-за чего зубная боль менее выражена.

Ребенок жалуется на боль в зубе, появляющуюся чаще в вечернее время, а также при приеме пищи, а поскольку воспалительный экссудат имеет возможность выходить через зубные каналы в кариозную полость, тем самым снижая выраженность боли, зачатую родители не сразу обращают внимание на проблему, и острый пульпит быстро приобретает хроническое течение. Как правило, такой пульпит обнаруживается стоматологом при плановом осмотре малыша или при лечении других зубов.

Еще одной характерной особенностью пульпита молочных зубов является зубная боль при жевании или постукивании по нему. Связано это с тем, что молочный зуб имеет более массивную пульпу, которая при воспалении отекает. Поэтому сотрясание пульпы при постукивании по зубу вызывает болезненные ощущения. Если же постоянный зуб отвечает болью на перкуссию, то это свидетельствует, что инфекция вышла далеко за границы верхушки корня и поразила периодонт.

Если отток экссудата из пульпы по дентинным канальцам ухудшается, в этом случае ноющая боль в зубе усиливается и может принимать постоянную форму. У детей часто острый пульпит, кроме сильной боли, может сопровождаться следующими симптомами:

• отеком (припухлостью щеки), как при периодонтите или периостите;
  • повышением температуры тела;
  • скоплением гнойного экссудата в зубном канале;
  • нарушением сна.

Как выглядит пульпитный молочный зуб с глубокой кариозной полостью, вы можете видеть на данном фото.

Тяжесть течения пульпита во многом определяется реактивностью детского организма (состоянием иммунитета), сформированностью корней зуба, активностью патогенных микробов и другими факторами.

Виды пульпита молочных зубов

У детей встречаются следующие виды пульпита молочных зубов:

• острый частичный,
  • острый общий,
  • гипертрофический,
  • хронический,
  • гангренозный,
  • хронический в стадии обострения.

Острый частичный пульпит молочных зубов – это самая ранняя стадия заболевания, единственным симптомом которой является слабая боль в пораженном зубе. Диагностируют у ребенка такой пульпит достаточно редко, поскольку из-за строения временных зубов он очень быстро перетекает в острый общий пульпит. То есть заметить и пресечь заболевание на столь ранней стадии практически невозможно, учитывая скорость распространения воспаления.

Хронический пульпит чаще протекает при неглубоком кариесе и проявляет себя постоянными, ноющими, слабыми болями, усиливающимися при надавливании на зуб. Эта форма встречается у детей чаще всего, особенно в стадии обострения.

Обострение хронического пульпита молочных зубов, как правило, провоцирует ухудшение оттока экссудата и снижение иммунитета. Данная стадия болезни характеризуется такой клинической картиной:

• появление ноющей постоянной зубной боли, многократно усиливающейся при нагрузке на зуб;
  • распространение отека мягких тканей вокруг зуба;
  • лимфоузлы на стороне пораженного зуба воспаляются и начинают болеть;
  • на рентгене видны патологические изменения в верхушке корня.

Обострение хронического пульпита не связано с глубиной кариозной полости, а зубной нерв при осмотре реагирует не так болезненно, как в острой форме воспаления пульпы.

Гангренозный пульпит молочных зубов у детей развивается, чаще всего, как осложнение острого диффузного пульпита. Для данного вида заболевания характерно появление гнилостного запаха изо рта, в зоне верхушки корня, на десне может сформироваться свищ. Зубную боль ребенок практически не ощущает, а пораженный зуб становится более темным, что можно видеть на представленном фото.

Гипертрофический пульпит у малышей встречается крайне редко. Для этой стадии заболевания характерно разрастание ткани пульпы и практически полное разрушение зубной коронки. При зондировании кариозной полости пульпа начинает кровоточить. Зубная боль чаще всего при этой форме болезни выражена слабо, как правило, ребенок ее ощущает разве что при приеме пищи.

Лечение пульпита молочных зубов

Пульпит молочных зубов – очень коварное заболевание. Его почти невозможно выявить в начальной стадии развития, поскольку маленький ребенок чаще всего не может правильно оценить болевые ощущения. Метод лечения пульпита молочных зубов напрямую зависит от стадии, вида и тяжести течения болезни. Современная детская стоматология предлагает консервативные и оперативные методы:

• консервативное лечение направлено на сохранение пульпы и применяется только в ранней стадии болезни, когда воспалительный процесс еще обратим;
  • частичная ампутация пульпы – применяется, когда необходимо сохранить корневую часть пульпы, необходимую для правильного формирования корней зуба;
  • экстирпация (полное удаление) пульпы.

Основные этапы хирургического лечения пульпита молочных зубов:

• девитализация или обезболивание пульпы;
  • препарирование зубной полости;
  • частичное или полное удаление пульпы;
  • санация полости зуба антисептиком;
  • наложение лекарственных средств;
  • пломбирование зуба.

Кроме того, лечение обязательно дополняется физиотерапевтическими процедурами, быстро снимающими воспалительный процесс и ускоряющими выздоровление. Все процедуры, связанные с лечением пульпита молочных зубов, проводятся с применением современных, безопасных и гипоаллергенных анестетиков, которые подбираются врачом с учетом многих факторов:

• характера болезни,
  • вида вмешательства,
  • длительности лечения,
  • возраста ребенка,
  • индивидуального болевого порога,
  • психоэмоционального состояния малыша.

Детские стоматологи Канадского центра инновационной стоматологии и косметологии предлагают своим маленьким пациентам самые прогрессивные технологии обезболивания, созданные специально для детей. Мы предлагаем самые привлекательные цены на лечение пульпита молочных зубов в Москве.

Если своевременно не устранить пульпит, далее потребуется более сложное и затяжное лечение периодонтита, свища десны или других осложнений. Цена лечения зависит от применяемого метода, сложности ситуации, использующихся материалов и т. д.